"Бытовка" или "строительный вагончик" – понятия, знакомые каждому человеку. Это мобильные сооружения, которые появились еще во времена Дикого Запада, когда первопроходцы быстро строили жилье, используя каркасно-щитовую технологию строительства. Затем такие же "домики" стали сооружать в Канаде, Финляндии и Великобритании. Что касается появления бытовок в СССР, то здесь использовалась готовая идея, но адаптированная под суровые российские зимы, в том числе климатические условия Крайнего Севера. Хотя первыми утепленные вагончики стали использовать американцы, создавая в Антарктиде жилье для специалистов.
Мобильное жилье кочевников
Кочевые народы в силу своего образа жизни не могли иметь стационарное жилье, так как необходимость кормежки огромного количества скота требовала постоянного перемещения с места на место. Многие тысячелетия кочевники разрабатывали наиболее оптимальные конструкции временного жилья и отрабатывали технологии его строительства. И современные бытовки имеют немало общих черт с таким кочевым жилищем.
Неотъемлемая часть быта и культуры кочевых племен индейцев. Вигвам имеет форму конуса или пирамиды высотой 6-7 м с диаметром основания 3-6 м. Каркас собирали из длинных деревянных шестов (использовалась сосна или можжевельник), покрытие шилось из сыромятной кожи бизонов и оленей. Транспортировались типи в разобранном виде.
Переносные дома начали использовать кочевники Центральной Азии и Ближнего Востока более трех тысяч лет назад. Юрты представляют собой округлые куполообразные палатки, состоящие из складного решетчатого каркаса, покрытого войлочной кошмой из шерсти овец. Перевозка осуществлялась на тележках и вьючных животных.
Вардо (цыганские кибитки)
Передвижной дом представляет собой крытую повозку, запрягаемую волами или лошадьми, что исключало необходимость разбирать и снова собирать жилье при переезде. Кибитки имеют крышу на деревянных дугах, зачастую оснащены дымоходами и дверью, обычно богато украшены и считаются культурным достоянием цыганского народа.
Бытовки в СССР во второй половине 20-го века
После войны в Советском Союзе возникла необходимость временного размещения рабочих, которые восстанавливали разрушенную инфраструктуру страны. Под временное жилье были отданы списанные деревянные железнодорожные вагоны, которые и стали первыми бытовками в СССР.
В 60-70-е годы прошлого века Советский Союз приступил к активному освоению северных территорий, богатых месторождениями нефти и газа, началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Необходимость в жилье для вахтовых рабочих привело к необходимости производства вагончиков-домов на промышленном уровне. Новый продукт назвали "здания инвентарные" и на их основе разрабатывались ГОСТы. Бытовки были полностью деревянными, но могли иметь и металлический каркас, а тогда еще разработанный внешний вид остался актуальным и по сей день.
В 1978 году в городе Нижнеудинск Иркутской области был построен завод инвентарных зданий, который стал крупнейшим в СССР предприятием по производству бытовок из натуральной древесины. По сборно-щитовой технологии строились общежития, конторы, детские сады и другая необходимая инфраструктура в новых поселках, возникающих вдоль строящейся Байкало-Амурской магистрали.
Производились в Советском Союзе и металлические бытовки, которые широко использовались в строительной отрасли и на месторождениях. Каркас такого вагончика мог быть деревянный или металлический, обшивка – листовое железо. Качество такого "жилья" было низкое, зимой вагончики промерзали.
В 1975 году разработчики (московские инженеры С. Камолов и А. Никульчев) придумали знаменитый дом-бочку (цилиндрический унифицированный блок – ЦУБ). Первые такие сооружения были выпущены Сокольским ДОЗ и обеспечивали более комфортные условия проживания в условиях Севера. ЦУБ представляли собой жилые модули с коммунальными удобствами. Каждый дом-бочка был рассчитан на 4-х человек. Новинка быстро приобрела популярность и стала активно использоваться для оснащения вахтовых поселков в отдаленных местностях по всему Советскому Союзу. В 1978 году на базе дома-бочки был создан первый мобильный жилой комплекс.
Дом-бочка – это горизонтально расположенный цилиндр, по виду напоминающий железнодорожную цистерну на колесах (или лыжах, что зависело от условий перевозки). Особая форма обеспечивает защиту дома от снежных заносов и минимизирует теплопотери. При этом внутри достаточно места и есть все необходимое для комфортного проживания. Недостаток – необходимость защиты внутреннего пространства от перегрева в теплое время года.
Производство домов-бочек было заморожено в середине 90-х годов, но по сей день такие конструкции эксплуатируются на Российском Севере.
Мобильные здания в военной сфере
Кроме кочевников, строительной и добывающей сферы, мобильное жилье широко используется военными. Армии постоянно перемещаются и требуют размещения большого количества людей, как в незнакомой местности, так и во время учений. Конечно, для организации временного проживания широко используются шатры и палатки, но уже во времена Первой мировой войны и по сей день также применяют более порочные мобильные конструкции – металлические и деревянные вагончики-бытовки.
При совместных разработках специалистов США и Великобритании была создана Nissen Hut – это полуцилиндрическая конструкция с обшивкой из гофрированной стали. Сооружения использовались во время Первой и Второй мировой войны в качестве казарм и прочей необходимой военной инфраструктуры.
После войны сооружения активно использовались как временное жилье для рабочих, занятых восстановлением городов в Европейских странах и Японии, а также под казармы, пекарни, медицинские кабинеты, склады, мн. др.
Бытовки сегодня
В современной жизни бытовки играют важную роль. Конечно, они имеют более современный вид, максимально комфортабельные и обеспечивают отличную защиту людей и имущества от воздействия внешней среды. Как и прежде, мобильные бытовки применяются для временного проживания строителей, военных и полевых рабочих, организации вахтовых поселков. А также в бытовке можно устроить мастерскую по ремонту, выездной офис, медпункт, небольшой склад, КПП и многое другое. Кроме того, деревянные и металлические вагончики-бытовки широко используются в качестве дачи и гостевых домиков на территории турбазы, санатория, летнего лагеря.
Преимущества современных бытовок
В современных бытовках комфортно находиться зимой (даже в условиях Крайнего Севера) и летом. Герметичность конструкции и правильно организованная вентиляция предупреждает проникновение внутрь влаги и холода, обеспечивает сухость внутри помещений.
И еще одно важное преимущество: при необходимости бытовки можно ставить одну на другую, что позволяет обеспечить жилье максимальному количеству людей при минимальных затратах полезного пространства участка.
Заключение
В процессе своего возникновения и развития бытовки претерпевали постоянные изменения и становились все более совершенными. В результате простые и примитивные сооружения превратились в современные, удобные, функциональные и комфортабельные жилые помещения, которые нашли широкое применение в различных сферах жизни и деятельности человека. Универсальность бытовок позволяет людям жить и работать в любой местности с самыми разными климатическими условиями, что способствует развитию экономики страны.